Легенды

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Исток реки Белой

    Бе́лая (башк. Ағиҙел (i)) — река на Южном Урале и в Предуралье, левый и самый крупный приток Камы. Протекает по территории Башкортостана и Татарстана. Самая длинная река в Башкортостане.


    Русское название Белая — калька с башкирского Ағиҙел или татарского Агыйдел — «белая река», что восходит к тюркскому ак — «белая» и древне-тюркскому идель — «вода, река». Таким образом, как бы противопоставляются две реки этой местности, Белая-Агизель — «белая река» и Уфа — Караидель (башк. Ҡариҙел), что значит «черная река», что, возможно, связано с цветовой ориентировкой сторон света, река Белая течет с юга, а Уфа — с севера.


   Название Волга, в древности Идель (Итиль), не совпадало с современным значением Волга; считалось, что река Идель начинается у слияния рек Ак-Идели и Кара-Идели (р. Уфа)[3]). Следовательно, и река Агидель считалась текущей только до современной Уфы. В XVI—XVII вв. в русской исторической и географической литературе зафиксирована форма Белая Воложка. В частности, подобная форма зафиксирована в «Книге Большому Чертежу» 1627 года.

 

   Длина реки — 1430 км, площадь бассейна — 142 тыс. км².

  Исток находится в болотах к востоку от горы Иремель, второй по величине вершине Южного Урала, расположенной на северо-востоке Белорецкого района Башкортостана. Своё начало берет у подножия хребта Аваляк на высоте 744 метров, близ деревни Новохусаиново Учалинского района. В верхнем течении берега Белой заболочены. Ниже посёлка Тирлянского долина резко сужается, на отдельных участках склоны её круты, обрывисты, покрыты лесом. Ниже впадения правого притока реки Нугуш, по мере выхода на равнину, долина постепенно расширяется; после впадения реки Уфы Белая представляет собой типично равнинную реку.

  Протекая по обширной пойме, изобилующей старицами, река образует много излучин и разбивается на рукава. Правый берег обычно более возвышен, чем левый.

   Питание реки, главным образом, снеговое. Средний годовой расход воды у Бирска — 858 м³/с. Река замерзает, как правило, во второй половине ноября, вскрывается — в середине апреля.

   Около 60 % годового стока проходит во время весеннего половодья (в среднем 75 дней). Средняя дата начала половодья — 10 апреля, окончания — 23 июля. Во время половодья мутность достигает 900 мг/л (в остальное время около 50 мг/л).


    Возле истока в 2013 г. был установлен меч Урал-батыра, с помощью которого его сын рассекал горы и давал людям чистую воду. 



   Если вы не были хоть раз в верховьях реки Белой - то вы не знаете, что такое - Южный Урал. Поверьте, это действительно так. Ее по праву называют Колыбелью Урала. Будьте готовы увидеть все чудеса света собранными в одном месте и найти то, что вы раньше не видели нигде и никогда. Небольшой кусочек реки, приблизительно около 150 км, вместил в себе такое количество чудес, какое не снилось никакому сказочнику. Волшебство природы тесно переплетено с историей русского народа. Эта река - свидетельница многих исторических событий. Здесь прокатывалось множество народных восстаний, самое грозное из которых было под предводительством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева. Примечательно, что Бурзянском районе леса занимают до 97 процентов всей территории(!). Различные легенды и поверья широкой сетью раскинулись в верховьях Белой. Находить новые интерпретации историй о создании скал, пещер, ущелий и их названий можно бесконечно. Мы же приведем несколько из них.


Легенда "Рождение"


   В глубокую древность уходит корнями башкирское народное сказание "Урал-батыр". Главный герой этого сказания в поисках родника с живой водой, дарующее бессмертие, совершает целый ряд подвигов: борясь с жестокими врагами, он спасает людей, животных и птиц. Ради них он жертвует жизнью, и разбрызгав добытою им живую воду (чтобы природа вечно оставалась живой), умирает. Было у богатыря Урала трое сыновей: Яик, Нугуш и Идель. Четвертым стал Сакмар, отрекшийся от родного отца Шульгена, старшего брата Урал-батыра. Сыновья алмазными мечами прорубили в горах русла рек, чтобы дать воду людям. Позже реки назвали именами этих батыров. Ныне названия двух рек переменились: Яик стал Уралом, а Идель - Агиделью, то есть рекой Белой.

Другая вариация. Было у Урал-батыра много прекрасных сыновей и дочерей. Ай, Инзер, Юрюзань, чьи истоки лежат в непосредственной близости от истоков Белой и Урал-Яика. Старшая дочь уродилась в отца - мужественная, сильная, волевая. Урал-батыр назвал ее Иделью и, когда пришла пора, выдал замуж за чужедальнего батыра Валдая. А младшую, самую любимую дочь Агидель он оставил при себе. Доверчивая и простая, игрунья и баловница, светлоглазая Агидель была его радостью и утешением.

Image

Легенда "Три брата"

    Между Кагой и Бурзяном есть группа скал, получившая название "Три брата". Существует легенда о бесчисленных ордах Чингисхана, подошедших к Уралу. Грудь о грудь сшибались с его конниками башкирские всадники, отстаивая свои кочевья и стойбища. С беззаветным отчаянием защищали они родину предков, падали в бою, но не отступали. Четырнадцать лет монголы не могли сломить их сопротивление. Сам Урал помогал башкирским воинам, наводя ужас на чингисхановских захватчиков дремучими лесами и мрачными скалами, за которыми на каждом шагу подстерегала их опасность. И вот стеною однажды встали на пути захватчиков три последних джигита, три брата, спрятав за спиной своих жен и детей. Град стрел обрушили они на врагов, не допуская их близко. Вздулась река, запруженная телами мертвых монгольских воинов, а три брата, тесно прижавшись друг к другу, выставили вперед щиты и дружно оборонялись. Так и не сумели одолеть их воины Чингисхана, вынуждены были уйти обратно в открытую степь. А братья остались в памяти народа. Три отвесные скалы слились в каменные щиты, над которыми, точно головы в шлемах, видны три остроконечные вершины.

Легенда "Стог Сена" (Кабан-таш - Стог Сена)

    О скале записано такое предание: "Жил здесь некогда очень жадный человек, богач Кара-бай, то есть Черный бай. Забрал он себе и без того скудные окрестные пастбища и покосы. Скот у бедняков погибал от бескормицы, а Кара-бай сметал все сено в один огромный стог и продавал по клочку за неслыханную цену. Проклял его народ, прокляли мудрые аксакалы, и их проклятье превратило сено богача в камень.

В основании этой древней скалы имеется одноименная пещера галерейного типа - будто мыши прогрызли себе ходы в стоге сена. Но где именно находится эта пещера - сказать трудно, найти ее не легко и мало кто о ней знает, так что у вас есть уникальная возможность испытать себя в роли исследователя-первооткрывателя.

Image

Шульган-таш

   Отдельного слова о себе требует пещера Шульган-Таш, место "особое" по любым оценкам. Пещера является уникальным памятником истории - в ее глубинах сокрыты рисунки первобытного человека, там проводят свои нескончаемые исследования археологи и спелеологи. В пещере на данный момент известно три этажа, два верхних и один нижний. Сколько их - точно сказать нельзя. Нижние ярусы полностью залиты ледяной водой с озера, глубина которого более 80 метров. Что там скрывается на самом деле - не ясно никому, аппаратура не выдерживает - пещера не пускает дальше.

    Если верить рассказам местных жителей, то где-то в расселинах горы до сих пор существует узкий лаз, ведущий в верхний ярус пещеры. Даже есть предание о том, что в него однажды провалилась овца, поэтому гора Шульган-таш издавна носит второе название - Сарык-Ускан, то есть "Овца провалилась".

Илкысыккан

   Неподалеку от Каповой пещеры, если пройти километра три или четыре по заросшей лесной тропе, можно встретиться еще с одной сказкой - озером Илкысыккан. Озеро совсем небольшое, но как водится во всех волшебных местах бездонное и удивительное.

Легенда "Рождение лошади"

    Йылкы - лошадь, сыккан - вышла. Название переводится легко: "Лошадь вышла". А дело было так. Заночевал однажды на его берегу башкир-пастух, в дни, когда на земле водилась еще нечистая сила. Глубокой ночью его разбудила собака. Она жалась к хозяину и заливалась яростным лаем. Открыл глаза пастух, видит: в темноте ночной на берег выбралось безобразного вида чудовище ростом с десятилетнего малайку, руки и ноги кривые, голова косматая. Башкир схватил этого жителя водяного и к дереву привязал. Водяной тоскливо завыл. На его жалобный голос вышел из озера весь седой, но еще могучий старик. Говорит: "Отпусти моего внука, на награду не поскуплюсь. Только как поедешь отсюда, на озеро не оглядывайся. Таково мое условие". Отвязал пастух озерного чертенка, вскочил на лошадь, свистнул собаку и поехал прочь, как велел старик. Едет и слышит за спиной гул топота множества копыт. Не удержался он, оглянулся и что же видит: большие косяки кобылиц следуют за ним. Но лишь стоило ему оглянуться, как самая последняя лошадь повернула обратно, уводя за собой в озеро всех остальных. Хитрым оказался хозяин озера, знал, что ни один башкир не выдержит, чтоб не оглянуться, заслышав позади сладостный его сердцу перестук конских копыт.

    Легенды, одна из которых краше другой, можно рассказывать бесконечно. Но, согласитесь, лучше один раз увидеть все воочию и услышать об этих чудесах у ночного огня, где начинаешь верить в любую сказку. Мы ждем вас! Приезжайте отдыхать и заново влюбляться в жизнь.



* Все легенды взяты из книги Рима Ахмедова "О реках, озерах и травах"


Отшельник Абдулла и Агидель

    В этой деревне нет соседей, а встречи c людьми очень редки. Утром Абдулле за воротами дома некому кивнуть головой, крепко по-башкирски пожать руки. В деревне всего два дома под крышей. В одном живет Абдулла. Другой пустует. Иногда брошенный становится приютом туристам. Дверь в нем не заперта. В комнате две сетки от железных кроватей, в углу охапка сена. Печь в трещинах. Застоялый запах дыма. На стенах чего только не прочтешь! Всяк стремится о себе знак оставить. Пришел, ушел. А метка – вот она. Каков человек, таковы и мысли его на стене. Все как в дикой природе. Медведь, тот над головой лапой с дерева кору сдирает, волк – по иному территорию метит. А человек? Пишет, что на ум взбредет. Народ здесь разный бывает. Летом туристы, рыбаки. В предзимье охотники, браконьеры. Поди различи их. В глухомани закон – тайга, а охотовед один – совесть. Наступит зима, завалит все снегом до метра – уж тогда ни души. Жилье старика отшельника только зверье навещает. Абдулла со зверьем ладит.

Но и от людей он не таится. К гостям обязательно подойдет. Не спеша достанет из-за пазухи наушник, приладит его, включит аппарат и к незнакомцу с вопросом: «За лосем, медведем? Аль рыбку половить?» Вопрос незнакомцу вроде как по душе. А Абдулла в глаза смотрит. Его и убеждать не надо, какой ты хороший. Худому человеку руки не подаст, а только начнет наушник в ухе шевелить да проводок пальцами перебирать, а после махнет рукой – не слышу, мол, и уйдет восвояси. Зверье бережет, а если поздоровался за руку – непременно подскажет, как найти клевое место на речке, туристам разъяснит путь к вершине, охотнику утвердительно кивнет головой: есть, есть еще дичь в тайге, не перевелась. А где? Ты же охотник.

По прямой от дома Абдуллы до вершины Большого Иремеля через хребет Аваляк, через Тыгынское болото, как птице лететь, пяти километров не будет. А ежели тропами по бурелому, по тайге подниматься – день ходьбы. Стало быть, на закат с вершины Иремеля полюбоваться лишь время и останется.

Интерес к краю и любопытство заманили нас с другом в те места. Поразмыслив над картой, проложили маршрут к истокам Белой. Поздней осенью на «УАЗике» полпути прошли по сухой промерзшей дороге. А как вышли на семисотметровую высоту – пейзаж преобразился. Зима. Все в снегу. В тот год исток Белой искать не стали, завлекла отчего-то другая дорога. Сверток на исток оставили справа. Зато открыли для себя «имение» Абдуллы. День был солнечный, ветреный. Большая поляна, ярчайший снег, вдали Аваляк, внизу речушка. Ее вот-вот скует мороз. Среди этого безмолвия два дома – и никого. В одном, как нам показалось, еще недавно, с полмесяца-месяц жил кто-то. Но безлюдье кругом. На снегу лишь следы мышей да лисицы. Подумалось: хозяин на зиму покинул жилье. А в ту осень Абдулла в больницу попал, беда случилась. Мотоцикл «Урал» коляской на пень наскочил, не удержался Абдулла, упал, придавило ездока железом. Сутки иль двое в тайге пролежал он под мотоциклом без сил. Нашли охотники, от верной смерти спасли.

Речушка за домом на диво водой белеса. Белая. Тут и голову не надо ломать, откуда название. С истоков вода в реке уже белая. Встреча с деревней, с Белой была недолгой. У реки вылил минералку, опустил бутылку в молочную воду, прижал горлышком к камню. Зафырчал, забулькал воздух. «Агидель» – красивое имя у реки, ежели произнести по-башкирски. Река действительно красива: то горный перекат с изгибом, то вдруг плес, а на повороте – омут. С камня на камень можно в три прыжка оказаться на другом берегу. Но есть берега обрывистые, подмытые, заваленные сучьями и сухостоем – бушует в половодье, в брод не перейдешь. По берегам заросли черемухи, рядом нетронутый еловый лес, местами замшелые березы. То ли белое безмолвие и заснеженный лес, то ли пустая деревня с ее тайной и большое кладбище на краю с огромными каменными плитами, торчащими из земли, то ли что-то неосознанное вдруг определилось в одно: здесь непременно надо еще побывать.

Как ни странно, но на карте Башкирии эта первая деревня в два дома на реке Агидель (на Белой) обозначена крупным кружком. Бай(ак)сакалово. Ак – это я сам в слово вставил, чтобы разобраться в названии. Если попытаться перевести название на русский, то смысл будет таков: богатый старец. Кто жил в тех местах, сказывает: от леспромхоза работали, лес валили, по Белой до Белорецка сплавляли. В послевоенное время лес всюду валили. А деревня, судя по большому кладбищу, издавна на Белой стоит.

За прошлые годы мы не раз еще бывали в Байсакалово, познакомились с Абдуллой поближе. Живет Абдулла на берегу Агидели без малого четверть века. Раньше были соседи, но вот уже несколько лет он здесь единственный оседлый житель. Жизнь прошла как у многих из его поколения. С 1926 года он. Фронт, работа, семья. В подробности Абдулла вдаваться не любит. В ответ на вопрос, почему один вдали от людей, вспомнил, как однажды там, где он жил раньше, к нему ночью залезли воры, как когда-то у магазина угнали велосипед, а еще (в кои-то веки!) надавали тумаков. На людей не в обиде, просто захотелось душе быть в единении с природой.

Угодить душе!? Трудно даже представить сегодня жизнь вдали от цивилизации. Нет электричества, удобств, магазинов, нет ничего, к чему так быстро привыкает человек. Зато есть удивительно чистый воздух, есть мелодия ветра, журчание реки, есть тишина ночи, есть темное небо с поразительно крупными звездами. Однако все это Абдулла чувствует лишь наполовину. Потерян слух. Вместо телевизора можно смотреть в окно. Ни в одном фильме не увидишь, как под окном мышкует лиса, как зайчиха приходит к жилью, чтобы погрызть желтый ледок у лошадиного следа, как по весне на поляне бьются косачи иль важничает глухарь, как по реке, посвистывая, проплывает выдра, охотится норка. Все это каждый день, год за годом рядом, и не где-то там за доллары на суетливых «необитаемых» островах. Зверье Абдуллу не боится, по его рассказам, даже волчица, чье логово было в километре от жилья, часто провожала его до покоса и однажды до смерти напугала помощника. Про медведя Абдулла сказал, что умнее зверя нет в природе, и в доказательство привел случай из жизни бывшего соседа. Решил тот на мишку капкан поставить. Попался зверь, в лес капкан утащил. Сосед по кровавому следу нашел капкан с медвежьим пальцем, а через месяц – свою задранную зверем лошадь. Из двух десятков в табуне медведь выбрал именно соседскую – рассчитался с обидчиком.

Абдулла, считай, местный горец. Живет он на высоте 612 метров (это на триста метров выше Миасса). В июне там еще снег, в августе уже снег. За короткое лето земля родит только травы и чуть-чуть картошки. Чем сыт Абдулла? Не ошибусь, если скажу: трудом. Лошади, коровы, куры и трактор «Беларусь» – вот его натуральное хозяйство. А сыта ли душа? Наверное, да. Абдулла стихи пишет, по-своему, как умеет, чаще белый стих выходит. О чем стихи? Да о том, что рядом – про леса и реку, про горы, что вдали, про стужу, про капель весной и половодье на Агидели. Наизусть чуть не все прочтет, да понять русско-башкирский не всегда получается. В сенях у двери на тетрадном листке тоже его стих, вроде как молитва, а суть та же – как радостно душе в природе.

Не скажешь, что Белая в верховье богата рыбой, но есть серебристая рыбешка на перекатах, водится налим. Нынче редкий рыбак едет за рыбой. Сейчас рыбы в магазинах на выбор всякой. Нынешний рыбак любит процесс. В предзимье активизируется налим. А что, если за налимом?.. Шесть часов ушло на дорогу, два из них на последние пять километров. В горах снегу выпало – «УАЗики» мостами гребли, брод на Белой льдом сковало. Пришлось лед бензопилой прорубать. Еле добрались до «имения» Абдуллы. На стук в окно вышла женщина: «Вам Абдуллу?», скатала снежок и кинула куда-то под навес: «Абдулла совсем не слышит». Абдулла рад встрече: «Лошадку запрягать надо!» и кивнул на наши умазанные вездеходы. Гостинец (индийский чай) принял с благодарностью, от ста граммов за встречу наотрез отказался. Ткнул пальцем в небо: «Если б выпивал – давно бы уже там был».

Засветло успели соорудить бивак, поставить на снегу палатку, наготовить дров, в реке на налима раскинуть на ночь закидушки. Абдулла к костру подошел так тихо, что мы даже вздрогнули от неожиданности. В руках у него был подойник и пластмассовое ведерко.

– Молоко свежее, только сейчас жена подоила. А это творог. Жена по-особому его готовит.

Вкуснее того творога в жизни из нас никто не пробовал. Творог из топленого молока. А молоко жирное, ароматное, назову лекарством – не ошибусь.

У костра Абдулла рассказывал про лес, про то, как однажды поймал большого налима, про юность вспомнил: взяли на фронт, не было еще и шестнадцати. В разговоре он не раз подчеркивал, что сейчас есть в доме хозяйка.

– Абдулла, ты же вроде один жил? Женился?

– Жены, они то приходят, то уходят. Эта с той осени здесь. Вторая зима будет. Не каждой нравится глушь.

– А сколько всего жен-то было, Абдулла?

– Тринадцать.

– !!!???

Жене Абдуллы от нашего стола мы тоже послали гостинец: яблок, помидоров, огурцов.

Про рыбалку скажу: ночью процесс был – поймали налимчиков, правда, некрупных. Утром походили с удочкой по реке. После обеда заехали к Абдулле попрощаться.

– Когда еще приедешь?

– Может, нынче еще раз, но скорее всего будущим летом.

– Лося к березе привязать?

Знаю, что шутит, но соглашаться боюсь. Абдулле уже семьдесят восемь, однако сил и сноровки у него и на это хватит.

– Абдулла, чего привезти?

– Чего надо, все равно не привезешь.

– Вы нам газет привезите, и побольше, – делает заказ его четырнадцатая жена.

– Про новые законы, про монетизацию льгот пенсионерам?

– Ну, их к шайтану. «Спид-инфо» привезите. Слышите, обязательно!

У Абдуллы опять забарахлил слуховой аппарат, трет пальцем наушник, теребит проводок, а так хочется знать, отчего смеются гости.

Год пролетел, будто и не было его. Снова осень. Тихая и на редкость сухая. Лесные дороги манят в горы, в глухие, необжитые места. Отчего-то вновь захотелось навестить Абдуллу. Как прожил год этот отшельник вдали от людей? Не затосковала ли по городской суете его четырнадцатая жена? Прикупили гостинцев, взяли газет и в один из ноябрьских выходных задолго до рассвета вновь собрались с друзьями в верховья Белой.

Осеннее утро встретили уже за Кирябинкой. Ту разбитую и непролазную дорогу, что мучила нас в прошлую поездку, засушливая осень превратила в лесной асфальт. Ехать было на удивление легко и интересно. Глухари совсем не боялись машины. Склевывая придорожную гальку, они взлетали так близко, что можно было даже рассмотреть у самцов взлохмаченную бородку под клювом. Птицы не улетали далеко, рассаживались на ветках. Мороз лужи в колеях уже надежно сковал льдом.

– Не представляю, как это Абдулла всю ночь пролежал под мотоциклом? Помнишь, он говорил, что осенью перевернулся и чудом остался жив.

– А мне один знакомый сказывал, что это брат его, с охотниками нашел тогда Абдуллу. Водитель остановил машину, ну сам понимаешь, кто куда. И вдруг слышит один из них: в низине кто-то стонет и запах бензина в лесу. Пошел, а там мотоцикл на боку. Ездок еле живой в грязи лежит, рука и нога коляской зажаты. Абдуллу сразу узнали. Они-то и отвезли старика в больницу.

– В тайге случайностей не бывает. На десятки километров горы, болота, глушь. Кругом никого. Его никто не искал, а вот нашли. Судьба у Абдуллы видно такая.

Поворот, последний подъем, а на спуске – Байсакалово как на ладони.

Дом, стайка, забор из жердей. В доме топится печь. У ограды запах березовых дров и хлеба. Над горами удивительно синее небо. Ни облачка. Тишина такая, что за сотню метров слышно, как журчит на камушках Агидель. Местами трава все еще седая от ночного мороза. Искрится иней под ногами, но солнце уже разогрело землю, и запахи осени влекут побродить по опавшей листве.

Абдулла, завидев «УАЗик», спешит навстречу, за ним вышла жена. На всю округу пищит его слуховой аппарат. Абдулла узнал прошлогодних гостей, улыбается. С минуту пожимаем друг другу руки. Аксакал по-прежнему подвижен, легок.

– За медведем аль рыбку половить? – и опять знакомый прищур глаз. При встрече у него для всех один и тот же вопрос.

– Лед на реке, а самовар на столе. Идемте в избу чай пить, – зовет нас хозяйка.

Но нам не терпится удочки размотать. Вручаем гостинцы – и к реке, пообещав, что обязательно зайдем почаевничать.

Агидель почти вся подо льдом. Мороз под Иремелем давно уже властвует. Река обмелела. В заводях лед палкой не пробьешь, а встать опасно. На перекатах вода пенится, журчит. Молочная пена наползает на лед. Ни поклевки. Река настолько стала белесой, что возникает желание пройти до истока, разузнать, где и что размывает она. Но на это и дня не хватит.

Норка по траве скользнула на лед. Остановилась напротив. Метров пять между нами. Темные бусинки разглядывают меня. Присел на корточки. Норка пристально смотрит, даже головку повернула набок. Пытаюсь определить, американский или европейский вид у этой животинки. И, как на грех, подводит память, не могу вспомнить, в чем их отличие. Норка тоже пытается определить – кто же это. На Абдуллу ну никак не похож. Потянула носом – и под берег.

Ближе к обеду собираемся у машины, берем с собой провизию – и в гости, на чай. Во дворе незлобно лает Борман. Попутчики уже в избе. А я читаю стих Абдуллы, тот, что у двери как молитва.

Как красиво, я восхищаюсь,

Красоте ее поражаюсь.

Ничего нет лучше лесов,

Нет и лучше природных даров,

Красота ее неповторима,

Вся прелесть в ней неотразима.

За дверью громкий голос хозяйки:

– Ну, наконец-то. Я уж чай третий раз кипячу.

На столе чего только нет, и все самое что ни на есть натуральное. Молоко, сметана, творог, теплый хлеб из печи, варенье из лесных ягод. Душистое...

Мы тоже свой провиант на стол – удивить аборигенов копченой колбаской, заморскими фруктами и консервами.

Как и в прошлый раз, с интересом разглядываю нехитрое их жилье. Изнутри бревенчатый дом побелен. Чисто, прибрано. Посередине русская печь с очагом. Под потолком в углу с десяток керосиновых ламп. Две кровати, большие пуховые подушки. Рядом с ковром новинка в доме – красное полотно. На нем щит со звездой, листья лаврового венка и надпись «Защитникам Отечества». У окна швейная ножная машинка. Приметно, без дела не стоит. Полка с двумя рядами книг.

– Абдулла, что читаешь? – показываю на книги.

Абдулла тянется к полке, вытаскивает толстую, зачитанную – «Генералы Башкортостана».

– Читал?

Мотаю головой.

– А эту? – в руках Абдуллы уже военно-исторический роман.

– Начнет читать – до утра просидит. Ругаюсь на него. Керосин совсем не бережет.

У хозяйки в доме свой уголок. Залавок, посудник, газовая плита. А чашек, тарелок, ложек, поварешек, сковородок – на взвод хватит. И каждому предмету свое место определено. Все на виду, все под рукой и в чистоте.

Слуховой аппарат Абдуллы включен, и от него на весь дом тонкий противный писк, как комар в палатке.

– Абдулла, выключи ты его, надоел! – кричит жена. Ей хочется показать гостям, что и она в доме не муха на потолке. И уже нам: – Вот так пищит целыми днями. Я ему – выключи, выключи, а он – хочу, говорит, тебя слышать.

Абдулла на сей раз ее не слышит. С интересом разглядывает цифровой фотоаппарат в моих руках.

– Пленка тридцать шесть кадров? У меня был «Зенит».

Включаю экранчик. Абдулла дивится мгновенным снимкам.

– Чего только вам не делают, паразиты! Мне новый аппарат в прошлом году дали, и тоже визжит. Где хороший купить?

Рассаживаемся чаевничать за небольшой стол у окна. Хозяйка хлопочет, угощает. Прошу Абдуллу вспомнить стихотворение про русалку (в прошлом году не записал), достаю диктофон. Абдулла смотрит искоса на штуковину, потом на меня.

– Шпион?

Все хохочем. И уже не торопясь, на распев:

На Южном Урале,

где леса и горы,

Над рекой Белой

дед построил дом свой.

(Здесь никого нет, кроме меня.)

Тут леса безлюдные,

звери ходят дикие,

На ветках высоких елей

качаются лешие.

Тут красивый мир большой,

Здесь тишина и покой,

Вокруг пышные леса,

Живи и радуйся, душа!

– Вот так ходит, смотрит и начинает сочинять.

Примечаю, что Фануза одобряет его творчество.

– Байсакалово всем нравится, а жить никто не хочет. Говорят, здесь света нет, а сами придут – и в черных очках ходят. Тама, в городе, мильон человек, кого солнце осветит? А тут только двое, солнце на двоих. – У Абдуллы своя философия жизни. С ней невозможно не согласиться.

Нам всем интересно, как Абдулла ладит со зверьем.

– Волки совсем его не боятся, в свою семью принимают. Волки с коровами вместе ходят. Медвежонок приходил к нам. Телят мы поили молоком из корыта. Медвежонку тоже захотелось молока, наверное. Прибежит, быстренько выпьет вместе с телятами, а мать вон там, на горке, ждала его. Телята не боятся его, привыкли. Вырос уже, наверное, сейчас не видать.

Абдулла жену не слышит и ведет свой рассказ.

– У меня был друг, Николай Григорьевич. Он первый зажег атомный костер. Этот, как фамилия-то, атомщик. С Курчатовым он работал. Он любил природу, зимой и летом ходил ко мне. Только недостаток был у него – ноги отказывали, и старуха контролировала его. Я ему стишок сочинил. Он переписал и детям в Москву отправил.

– А как Абдулла пенсию получает, привозят?

– Ходит. В Учалы ходит, потом с Учалов в Уразово. Он в двенадцать часов ночи выходит на лыжах. В шесть утра садится в автобус, едет в город. Этим же автобусом возвращается. И на лыжах обратно. В четыре-пять утра дома.

– Представляешь, сутки в дороге, туда и обратно шестьдесят километров ночью по лесу. Это как нам в Индонезию съездить.

– А сколько лет Абдулле?

– Двадцать шестого декабря восемьдесят будет.

– А как он ориентируется ночью?

– А он дорогу знает. Буран заметет, он все знает. И все звери его знают.

– Кушай, не стесняйся. Если ты мне спасибо скажешь, у моей коровы больше молока будет, – угощает нас Абдулла.

– Абдулла, а крест там, в лесу, откуда?

– Туристы приходили, пьянствовали, а проснулись – один в раю.

– Абдулла совсем не пьет, а я уже давн… – и тут хозяйка осеклась.

Но этого было достаточно, чтобы взгляд отметил на ее лице следы иной жизни, до Байсакалово.

– А правда, про вас кино снимали? Учалы показывали по телевидению?

– Весной снимали, ко Дню Победы. Сказали еще из «НТВ» приедут. Потому, что наше кино второе место по России заняло.

Фануза что-то на своем языке стала говорить Абдулле. Несколько слов были понятны «телевизор», «кино». Абдулла смотрел в окно отвлеченно и ни слова в ответ.

– Он не любит, когда его хвалят. Вообще не любит.

Память у Абдуллы крепкая. Служил он на Камчатке. И за чаем выдал нам всю военную тайну про батареи, что стояли во Владивостоке, на острове Русском. Ну, конечно же, полувековой давности. Рассказывал Абдулла, как пытался пчел развести, какие травы он собирает, что помогает ему быть здоровым, откуда силы берет, как готовит золотой корень. А если предстоит долгий путь или тяжелая работа, то разводит жирным бульоном курт и пьет. (Курт – это молочный продукт.) Утверждал, что курт всегда пил их национальный герой Салават Юлаев. Оттого сильный был и смелый.

Нам же оставалось только удивляться житейской мудрости отшельника Абдуллы. Двадцать лет живет он вдали от людей, в глухой стороне у истоков Белой. Нам и в этот раз трудно было понять, как можно здесь жить, надеясь только на Бога и свои силы. На те, что он, Бог, дает человеку. Наверное, жить надо в согласии с Божьим миром, быть у Господа на виду. Муравьев у муравейника масса, а один на листочке – все разглядишь: и усики, и лапки. Сколько людей сгинуло в тайге. Ему, обессилившему ночью под мотоциклом, кто-то же послал помощь? Абдулла и сам до сих пор не может осознать, почему жив остался.

Прощаясь, опять спрашиваем: «Чего привезти в следующий раз? Муки, чая, «Спид-инфо»… Газет жена Абдуллы уже не заказывает.

– Может, есть какие-то теплые ненужные вещи? Вы их все равно выбрасываете. Абдулла сам их перешивает, одежду себе и мне шьет.

Какие же мы недогадливые! Уже подъезжая к дому, один из нас в раздумье произнес:

– Живет отшельником, но живет для людей.

– Как это?

– Сколько раз ты в Байсакалово ездил? Зачем? Три рыбешки поймать? А посмотри на Фанузу. Она про городскую жизнь даже вспоминать не хочет.

Холода в ту зиму для отшельников на Белой были немалым испытанием. Там, у Иремеля, было под пятьдесят. Какие же мы недогадливые! Это я про одежду. Кому-то она греет тело, а кому-то – душу.

Через год, в майские праздники, мы опять надумали проведать отшельника Абдуллу, поздравить фронтовика с Днем Победы. От имени почитателей глухих мест написали ему поздравительную открытку – и в путь, на Белую. Подкатили к самому дому. Абдулла, узнав, кто пожаловал, резво сбежал с крыльца и долго пожимал руки. Когда вручили открытку, старик растрогался чуть не до слез и взял под козырек. Хотел было как в юности: «Служу Советскому Союзу!». Да растерялся. Нет Союза.

В середине войны еще и семнадцати ему не было, из ФЗО на фронт Абдуллу взяли. Два года в пехоте минометчиком воевал, потом год в морской пехоте и четыре года, уже после войны, в железнодорожной батарее береговой обороны на Дальнем Востоке служил. Там от выстрелов из 14-дюймовой пушки вертикальный комендор Абдулла Хисматуллин и потерял слух.

Посидели за столом, поговорили за жизнь. Отшельник убедил нас в необходимости пройтись по «его поместью». С удовольствием стал показывать нам свое хозяйство: стайки, конюшни, даже готов был истопить баньку. Поражало трудолюбие этого неугомонного старика. Со двора он повел в лес на покосы, а потом, решив угостить кислицей, потащил нас в крутую гору. За восьмидесятилетним Абдуллой едва поспевали. Он шел легко, а ведь перед этим отмахал километров тридцать: накануне ночью вернулся из Учалов. После того путешествия Фануза сняла с его одежды штук сорок клещей. Поднимаясь в гору, мы старались не отставать от него. Признаюсь: пыхтел и потел. Абдулла же на ходу рассказывал про лес, про зверье, про цветы и лечебные травы.

Фануза в тот день украдкой пожаловалась на Абдуллу. Недели две ходила с синяком под глазом. За что, правда, умолчала. Чуть было не испытали в тот день его твердое слово и мы.

Наши «УАЗики» один за другим забуксовали в болоте и крепко сели. Абдулла настойчиво говорил, где лучше проехать, но наш ведущий – человек своебышный, упертый. Абдулла его убеждать не стал, а взял в руки не то в шутку, не то всерьез весомый аргумент – крепкий березовый дрын. Объехали гнилое место дорогой, что подсказал Абдулла, и распрощались до следующего года.

У друзей в октябре того года была еще одна поездка в Байсакалово.

Двое из них взяли с собой горные велосипеды в надежде, испытывая их и себя, подняться на хребет Аваляк. Водители же решили разведать дорогу вниз по течению Белой. В этой поездке, надо сказать, экстрима хватило всем, и Абдулле тоже. В тот ясный предзимний день с гор неожиданно скатилась волна сухого холода. Велосипедисты первыми вернулись к биваку. Уставшие и вспотевшие, разжигая костер у палатки, они вдруг услышали за спиной нешуточную брань.

– Сейчас же вон с поляны, – к ним живо шагал Абдулла и сердито кричал. – Быстро собирайтесь и… ко мне в дом. Мороз ночью сильный будет.

Темнело, друзья все же остались у костра дожидаться водителей. А те на поляне накрепко засадили в колеях обе машины. Пока одну корчевали хайджеком, вторая уже начала вмерзать в чернозем. Густые осенние сумерки, нешуточный мороз под двадцать…. И ничего не оставалось делать, как идти за помощью к Абдулле.

О, хитрый и мудрый старик! Чтоб не повадно было друзьям без надобности рисковать, для порядка заупрямился, завтра, мол, утром и дернем трактором. В такой мороз ваши машины никто не возьмет. И чуть не силой тянул в дом переночевать. Хорошо, что при тусклом свете керосиновой лампы Абдулла не разглядел выражение лиц экстремалов, а то напрочь бы лишился сна на всю ночь.

Но не таков отшельник, чтобы не помочь в беде. Расспросил, где, на какой поляне осталась техника «папанинцев», галоши на босу ногу – и к трактору. В темноте все сам, без помощников, на ощупь подсоединил проводки, завел пускач, потом движок, прогрел и только тогда поехал на выручку. Ехал в темноте осторожно, не раз вылезал из кабины оценить дорогу. Один «Уазик» вмерз так, что трактор «Беларусь» при рывке заглох и только со второго раза смог вызволить его из ледяного плена. Следом вытащили на дорогу и второй.

Из этой поездки приятели привезли не только массу впечатлений от ночного экстрима в мороз, но и неприятную весть. Абдулла опять остался один. Что-то не заладилось у него с четырнадцатой женой. Про нее ответил загадкой: «Нефартовая оказалась».

В тот раз, по словам друзей, отшельник с какой-то необычной грустью провожал гостей. Аж слезы на глазах навернулись.

За прошедший год Абдулле, наверное, икалось не раз. Вспоминали мы его часто. Как он там, в тайге один? Жив ли? Счет годков старику пошел уже на девятый десяток.

Рассказ о последней встрече с отшельником начну с небольшого отступления. На днях пожилой читатель высказал мне свое мнение по поводу публикаций в газете о старике-отшельнике. Что ты, говорит, заладил: Абдулла да Абдулла, нашел черт знает где какого-то там башкирина-многоженца. Вот взял бы да написал о ком-нибудь другом, ну хотя бы про меня.

Может, и прав он. Город наш большой, людей интересных много, есть удивительные судьбы. Но назовите мне еще хоть одного человека, который, пройдя фронт, выработав трудовой стаж и выйдя на пенсию, вот так взял и ушел доживать свой век в заброшенную деревню. Два десятка лет вдали от людей жить только своим трудом, надеяться лишь на Бога и на себя. Делать все самому и не задавать деревенскому главе вопросы, подобные этим: почему в темное время суток нет света, почему в подъезде, то есть сенях, грязь, почему в доме нет воды, почему до реки снег не расчищен, почему нет хлеба, почему скотина на ветру, а не в стайке, почему навоз не убран, почему, почему, почему... И все эти «почему» Абдулла решает сам.

– Обманывать здесь некого, – говорит он, – а жить за чужой счет невозможно.

Абдулла в одном лице и глава деревни, и ее житель.

Как только издали заметишь дом отшельника, странное возникает чувство. Кажется, что вовсе не уезжал отсюда. Как прежде, у забора стоит прицеп для сена и дров, лает на цепи Борман. Однако нынче глаз сразу приметил бортовой «Уазик» во дворе, ульи под окнами. Как и в прошлую осень, спешит встретить нас Абдулла. Но нет за ним следом хозяйки. Отшельник опять один.

Присели с Абдуллой на деревянный настил у забора. Достал диктофон.

– Пленка есть?

И тут же, не расслышав ответ, запел.

На пригорке над рекою в нашей солнечной стране

Стоит домик одинокий от дороги в стороне.

Вольный ветер взгляд ласкает, небо радость мне дает,

С добрым утром поздравляя, птаха песенку поет.

Обвел взглядом вокруг и удивился, до чего ж точно с натуры взяты эти простые его стихи. Тепло ранней осени пахнет еловой хвоей и спелой крапивой. Здесь ее много. Опустевшее жилье человека она прячет и стережет. Речка обмелела и чуть шумит на перекатах. Лошади, звеня колокольчиком, щиплют осеннюю зелень травы. А вот птахи уже улетели. Над деревней в небе изумительная тишина.

Слуховой аппарат Абдуллы совсем устарел. Никак не можем друг друга понять. Пишу в блокноте: «Абдулла, расскажи о себе» и включаю диктофон.

– Я тептярь. Когда мать померла, мы четверо остались. Отец женился. Эта женщина оказалась плодовитой, каждый год одного мальчика таскал. За три года – три мальчика. Отец помер, утонул. Мы остались семь гавриков. В сорок втором начал на руднике работать, послали крепь возить. Потом лес рубил для Белорецкого завода. Потом ФЗО, фронт. В пятидесятом уволился, приехал с Камчатки, устроился сварщиком на ЧТЗ. Потом работал шофером. Мастером на маслозаводе. Потом завгаром был.

У меня своих детей не было. Я вырастил приемную дочь. Она замуж вышла в Челябинске. Сначала родила мальчика, а потом сразу двух девочек. Я приеду туда – дети болеют. Я говорю: давай в деревню. Не соглашаются. Тогда я сказал: перевезите меня сюда. Они меня перевезли. Дом построил. Все лето дети здесь были, дочь брала отпуск без содержания. У меня тогда пчелы были, мед, сметана – тут без сметаны не садились кушать. Дети выросли здоровые, крепкие, хорошие, уколов им не надо. Вот и остался в Байсакалово. Когда один жил, пять коров доил, но тогда я помоложе был. У меня двадцать четыре головы скотины было. Я этому, как по-новому спекулянт называется? Он мне трактор купил. Ему скотину отдал. А теперь они меня в Челябинск зовут, бросай, говорят, все и к нам приезжай, а я не хочу туда. Там умрешь – где-нибудь закопают.

– А ты где хочешь, чтобы похоронили?

– В Рысаево, где отец похоронен. Я там родился. Сам рысаевский. Государство обещает памятник участникам войны поставить. Только умирай быстрее. А вот квартиры в городе для меня нет. Писал заявление, сказали, сообщат, два года не был – его аннулировали, сказали, пиши еще. Но я боюсь умирать. Здесь умрешь, никто ведь не узнает. Будешь лежать и вонять тут, звери учуют, а потом алкаши придут, кости в мешок затолкают и в навоз закопают. А теперь вот хочу все это продать: и лошадей продать, и корову продать. Мне уже восемьдесят два года. Тут ждать нечего, глаза все хуже, хуже. Надо уйти куда-нибудь или в дом стариков.

Лошади, услышав голос Абдуллы, обступили нас, тычутся в руки мордой, нюхают и щиплют губами.

– Верхом ездил? Бери вот эту, хорошая кобыла будет, кумыс пить будешь.

– Абдулла, а вон у того дома небольшая ограда и холмик. Кто там захоронен?

– Я не знаю, и прежний хозяин тоже не знал. Он только предполагал. Отец наказ ему дал: вот это место в загородке держи, чтоб скотина не ходила. Он думал так: башкиры постоянно восстания поднимали. Вот какой-то вожак из этого восстания скрывался в Байсакалово и тут похоронен. А кто он такой, не знаю. Никто не знает.

Отшельник замолчал. Молчим и мы. Молчаливо высятся горы напротив. Каменная вечность Урала вдруг стала настолько ощутима, что застучало сердце в висках. Смерть и Вечность. А жизнь на фоне их – всего лишь миг.

«Абдулла, не уезжай. Без Байсакалово твоя душа умрет раньше тела», – расставаясь, написал я ему в блокноте. Отшельник долго вчитывался в текст, потом вырвал листок, вчетверо сложил его, засунул в карман рубашки, застегнул пуговицу, крепко пожал нам всем руки и... вдруг с хитроватым прищуром глаз:

«Эх, попасть бы на рыбалку,

На волшебный водоем.

Изловить бы там русалку,

И зажить бы с ней вдвоем».

Но на волшебную рыбалку Абдулла так и не собрался. Ему, ветерану Отечественной войны, наконец-то выделили однокомнатную квартиру в районном центре. Трудно сказать, как расставался отшельник с обжитым местом у истоков Белой. Быть может не один раз обходил он покосы, а потом поднялся на вершину Аваляка, чтобы ощутить вновь как упруг ветер, как близко проносятся облака, как бездонно и безгранично небо, как до самого горизонта шумит уральская тайга, или быть может, сидел он на камне у изгиба реки и, не слыша как шумит на перекате белесая вода Агидели, смотрел на шуструю рыбью мелочь и сочинял стихи, чтобы потом отложив переезд в город еще на один день, вечером при свете керосиновой лампы, вспоминая, а может, заново рифмуя слова, переписать в тетрадку незатейливые, но исходящие из глубины души строки:

В Байсакалово все прекрасно.

Жить можно лет до ста.

Но не нам эта дата –

Подорвано здоровье солдата. ...

***

Приехав еще раз поздней осенью к Абдулле, мы застали в его доме другого человека, по обоим берегам речки обнаружили обрывки китайских сетей, а в ограде у дома, в которой небольшой холмик и посаженные ели, до земли выбили траву лошади. Вот и не стало в Байсакалово настоящего хозяина, а у прекрасной Агидели заботливого старца.

Абдулла же на новом месте продолжал жить так, как привык, в труде и заботах. Конечно, с лошадьми и коровой пришлось расстаться, а вот пчелы, которых он купил незадолго до переезда в город, неплохо перезимовали и с первыми теплыми днями начали сердито гудеть в ульях.

Разузнав через знакомых о его житье - бытье, мы только в середине лета смогли выкроить время, чтобы еще раз увидеться с Абдуллой. Старик же на своем бортовом УАЗике, оставив благоустроенное жилье, с головой ушел в дела и мотался с пчелами по полям за взятком с гречихи, донника, эспарцета. Весь день через перелески, с увала на увал догоняли мы по дорогам Башкирии неуловимого Абдуллу. Кого ни спросим, ответ был почти одинаков: «...видели, стоял с ульями во-он на том поле», и так чуть ли не в каждой деревне.

Встретиться с бывшим отшельником нам, видно, было не суждено. Солнце уже катилось к закату, и мы повернули домой.

Вскоре пришла грустная весть: Абдулла умер. «По моим сведениям - писал знакомый - Абдулла ушел из санатория Ассы пешком в сторону Инзера и потерялся. Нашли его на вторые сутки в лесу еще живым, но без сознания. Далее он был направлен в больницу в Белорецк, где и скончался. Есть сведения, что он заболел энцефалитом».

Судьба этого человека, жившего два десятка лет почти в одиночестве, стала как бы частью нашей жизни. Горько на душе сделалось оттого, что уже никогда не почувствовать нам радости от встречи с Абдуллой, от возможности чем-нибудь помочь старику. До сих пор не вяжется его загадочная смерть с образом жизни. Но, как говорят, от судьбы не уйдешь. Лес не захотел отпускать Абдуллу, а может сама Душа отшельника не в силах была смириться с городской суетой.

«...Жить надо в согласии с Божьим миром, быть у Господа на виду. Муравьев у муравейника масса, а один на листочке – все разглядишь: и усики и лапки...»

Абдулла, не ты ли говорил нам об этом?

автор:Виктор Суродин

Оригинальный текс находится по адресу:

http://uraloved.ru/lichnosti/abdulla

Тайны и чудеса Иремеля

  Документальный фильм про самые интересные и необычные места Учалинского района республики Башкортостан: гора Иремель и каменные пирамиды на ее склонах, река Урал и исток Белой (Агидели), граница Европы и Азии, археологический памятник Бакшай и менгиры в Ахуново, храм в селе Вознесенка и озеро Ворожеич, гора Ауштау и источник святого Аулия.

Телеканал "Вся Уфа", 2009 г.

Телеканал "Вся Уфа", 2009 г.

Легенды г. Иремель

   Почему именно на гору Иремель тянет людей, желающих познать духовную сущность человека? Почему именно на склонах Иремеля люди открывают в себе какие-то доселе скрытые возможности, по-другому осмысливают жизнь? Оказывается, не только наши современники приходили на Иремель для общения с неведомым, это повелось издревле. Как правило, такие места именуются местами силы.

   У Иремеля есть своя загадочная история. Само название горы пришло к нам из незапамятных времен, так назвали ее заселявшие эти земли тюрки (пращуры современных башкир). В переводе с древнетюркского, слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы (основана два столетия назад), переводится как «желание». Именно из-за соседства Тюлюка с Иремелем и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. В стародавние времена духам приносили человеческие души. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине горы, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай.


   В наше время, говорят, достаточно повязать ленточку на Дерево желаний, растущее на вершине горы Иремель. Как бы там ни было, во все времена гора Иремель считалась у башкир священной.


Некоторые люди видят в россыпи камней на вершине горы останки некогда больших рукотворных блоков....




Коварные духи

На протяжении многих лет подниматься на гору Иремель разрешалось только жрецам или героям. Даже в наше время кто-то ревностно защищает «святую гору». Известен случай, когда туристы поставили на вершине Иремеля православный крест, но через некоторое время его нашли скинутым с постамента...


Иремель фигурирует во многих сказаниях как башкирского, так и русского народа. Говорят, его недра хранят в себе несметные богатства, нажитые таинственным народом - чудью. Люди считали (и считают по сей день), что вода в реках, берущих начало на склонах Иремеля, обладает чудесными свойствами - дает человеку силы, исцеляет больных, а по ночам, в определенные дни и часы, светится!


Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны - строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.


Современные туристы уже сами слагают легенды о проделках батюшки Иремеля. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать в трех соснах.


В наши дни специалисты по аномальным явлениям рассказывают о том, что над горой часто можно наблюдать НЛО, встретиться со снежным человеком и увидеть таких чудищ, которым и названия-то пока нет. Ведь, по мнению эзотериков, именно на Иремеле сосредоточен канал выхода из земли положительной энергии.


Новая Гиперборея?

 Есть гипотезы, согласно которым Иремель является прародиной всей славянской цивилизации, чем-то вроде Гипербореи. Гипотеза эта опирается на археологические раскопки, проведенные близ села Ахуново (Учалинс-кий район), якобы свидетельствующие о том, что именно на Иремеле берет начало славянская цивилизация. Возможно даже, что именно в тех местах были написаны славянские веды, «Книга Велеса», а также «Книга Коляды». А само село Ахуново - обитель бога света Крышеня.


 Как считают приверженцы этой гипотезы, легенда о Гиперборее подтверждается целебными свойствами воды Иремельского озера, расположенного близ села Байсакал (примерно в 12 километрах от Иремеля). Озеро это имеет очертания правильного круга, что наводит на мысль о чаше с Сурьей - солнечным чудотворным напитком, которую принес бог Крышень, а само озеро, по легенде, является обителью мистической птицы Гамаюн, на которой прилетел бог, дабы зародить свет - зажечь «бел-горюч камень».


  Недалеко от Иремеля есть каменный откос, называемый в народе Трибуной. Он чем-то напоминает голову птицы. А в десяти метрах от горы, лежит огромный белоснежный валун. Простое ли это совпадение, или действительно легенда о Крышене имеет реальные корни?


 Легенд о Гиперборее много, ее ищут на Севере, в Сибири, но, как видим, есть гипотеза, что она находится на юге Уральских гор.

 

Легенды о чуди


  С давних пор бытуют легенды о том, что в здешних местах давным-давно жил некий таинственный народ - чудь белоглазая. В народных поверьях чудь - это искусные ремесленники и чародеи. По поверьям, народ этот жил в Иремельских пещерах незадолго до включения Урала в состав Московского царства.


  Старожилы окрестных сел рассказывают, что в действительности существовал некогда народ, живший по склонам здешних гор. Был он мирный, жил тихо по соседству с другими людьми. Была у чуди своя религия, в таинства которой они не посвящали пришлых. Якобы и по сей день можно найти в Иремельских пещерах священные алтари чуди. Согласно преданию, люди прознали о том, что у чуди есть несметные богатства. И захотели поживиться. Но делиться с людьми чудь не собиралась, осознав, что в покое их все равно не оставят. И этот народ решил навсегда скрыться в недрах Иремеля, дабы унести с собой все свои тайны и богатства. Какие именно знания так ревностно охраняла чудь, легенда молчит.


  По сей день люди верят в эту легенду, но немного измененную. Так, среди туристов ходит легенда о гномах - маленьком народе, живущем в горе. Существуют, якобы, пещеры, забравшись в которые, человек навсегда становится пленником низкорослого горного народа, утаскивающего несчастного глубоко под землю.


  Однажды автору этих строк удалось записать вот такой рассказ байсакальского старожила: «Есть на Иремеле одна заваленная пещера. Как-то в нее пролез искатель сокровищ. Ничего не нашел, зато рассказывал потом, что видел в пещере какие-то книги и древние писания».



Эзотерический туризм

  Однако какими бы невероятными ни казались легенды о «святой горе», люди едут к Иремелю с конкретными целями, чтобы самосовершенствоваться, укреплять дух. Многие из тех, кто тут побывал, отметили, что стали по-другому мыслить и смотреть на жизнь, обрели духовные ценности, о которых раньше и помыслить не могли. Некоторые после посещения горы и уединения на вершине, где, как говорят, люди «заглядывают к себе в душу», вернувшись домой, никогда более не возвращаются к вредным привычкам. Как считают эзотерики, именно в этом уникальном месте у человека происходит гармонизация тонких тел, подпитка энергией, духовное возрождение. Причиной всему - выход на поверхность земли той самой положительной энергии, которой у посвященных славен Иремель.


  По заверениям специалистов по аномальным явлениям, Иремель представляет собой регион высшего познания законов природы, высокой концентрации духовной энергии, а также более тонкой трансляции энергий во времени и пространстве, взаимосвязи человека и Вселенной, связи с информационным полем Земли - ноосферой.

 

Урал-Батыр и Иремель

 

От далекого прошлого башкир сохранилась такая легенда. Под Иремелью у высокогорного озера, расположенного между горными хребтами, на высоте в тысячу метров, было раньше особое кладбище - могильники знатных людей многих родов восточных башкир Зауралья. Если говорить о легендарных могильниках под Священной горой Иремель, то первой могилой придется назвать могилу самого первого батыра башкир - Урал-Батыра. По широко известной всему миру легенде о Урал-Батыре из книги «Башкирский народный эпос» он похоронен где-то недалеко от Иремели на месте обширного стойбища семьи Урал-Батыра.А стойбище это размещалось на широкой открытой возвышенности самого длинного на Южном Урале горного хребта, там, где он близко примыкает к хребтам Аваляк и Уреньга. А это под самой Иремелью. После смерти Урал-Батыра этот самый длинный хребет стали называть «Дорога Урал-Батыра», а потом короче -Уральский хребет или Урал-тау. Здесь долгие годы жил Урал-Батыр. Здесь происходили многие его сражения с нечистой силой падишаха Азраки и его союзника - брата Урал-Батыра - Шульгена. Здесь не один раз сражался Урал-Батыр против них за счастье и благополучие своего народа. Здесь он пытался уничтожить Смерть на Земле, для этого он настойчиво искал родники с живой водой.
Во время сражения с нечистой силой Урал-Батыр так много порубил мечом дивов, что на земле стало тесно от их трупов. Пришлось складывать их в большие кучи. Так образовались высокие горы. Самая большая куча образовала гору Иремель. Путем хитрости и обмана Азрака и Шульген все-таки погубили Урал-Батыра. Под Священной горой Урал-Батыр и был похоронен. Так гласят старые предания башкирского народа. Однако это не положило начало священным могильникам. Ведь сама Иремель еще не была и не могла быть Священной горой. Даже, когда здесь похоронили еще одного героя - Сура-Батыра, сына батыра Яика, внука батыра Урала - это все-таки была одиночная могила.
Только много позднее, по прошествии нескольких веков, когда все земли вокруг были заселенны башкирами, и на вершине Иремели поселились боги и Иремель стала Священной горой, - начали появляться под ней и могильники самых знатных башкир.
Ближе всего к Иремели поселились тамьянцы. Первым основателем этого рода был батыр Тамьян. Он прожил очень много лет и убеленный сединой, снискал любовь своего народа своим умом, справедливостью и отеческой заботливостью. При жизни он много раз поднимался на Священную гору Иремель. Посещал богов в их жилище. Беседовал с богами, просил их быть милостивее к башкирскому народу. Советовался с богами обо всех трудностях в жизни своего народа. Каждый раз он делал богатые подарки всем богам. Часто приходилось батыру Тамьяну сопровождать в жилище богов и своих гостей. С каждый годом все чаще и чаще стали в его ставку приезжать родоначальники и знатные люди из многих других башкирских родов, даже от самых дальних восточных границ. Все они тоже хотели посетить богов, поклониться им, поделиться с ними своими житейскими трудностями -попросить у них совета, помощи и защиты.
Часто бывая на Священной горе, батыр Тамьян не мог не обратить внимания, что около высокогорного озера и по берегам огромной каменной реки сохранились следы каких-то древних захоронений в виде небольших искусственных каменных холмов и давно сгнивших жердяных сооружений на ветвях самых старых елей в соседнем лесу.
Батыр Тамьян, для поддержания порядка на Священной тропе, для контроля и охраны ее, поставил на западном склоне Аваляки, против озера -большую гостевую юрту и около десятка малых - жилых, где жили так же его пастухи - коневоды верхних высокогорных кочевок - яйлау. Гостевая юрта была местом приюта для всех, кто приходил на поклон в жилище богов.
И сам батыр Тамьян и его знатные гости из других родов и племен, бывая на Священной горе, невольно присматривались к необычайно -божественной красоте этой горы и невольно вынашивали в своем сознании тайное желание после смерти поселиться где-нибудь здесь, - поближе к жилищу богов, чтобы постоянно быть в настоящем раю - в такой райской красоте и рядом с богами.
Словом, заранее присматривали себе место своего захоронения.
На каменных осыпях и скальных кручах могильные ямы не выроешь. Каменные реки или топкие плавающие берега озера тоже место не пригодное.
Самым удобным местом для могильников был возвышенный с мягким
грунтом восточный берег озера. В любом месте здесь не только удобно, но и очень красиво.
Отсюда как на ладони видна во всем своем великолепии главная вершина Священной горы - жилище всех божественных сил. Следовательно, и боги могут постоянно видеть и, постоянно помнить твою могилу и тебя, своего раба. Здесь все так грандиозно, мощно. Все излучает какую-то не земную -небесную красоту, заставляет думать человека, что здесь действительно могут жить только Боги.
Левее жилища богов, совсем рядом возвышается красивейшая вершина Иремельского камня - Пасыпка Иремели и скальные нагромождения и осыпи Тыгына и Аваляка.
Правее - неземная, загадочная, завораживающая воображение человека красота Малой Иремели. Прямо - высокогорное озеро. Его зеленые, плавающие берега обнесены кольцом старого елового леса. И со всех сторон к озеру, к этому лесу, с высоких гор сползают громадные каменные осыпи и каменные реки. Жарким летом по долгу в глубоких распадках осыпей белеют яркие языки снежников. Более красивого места, наверное, и не придумаешь! Вот здесь, говорят, и был похоронен батыр Тамьян. Позднее сюда потянулись похоронные конные отряды из ближних и дальних башкирских племен Зауралья, с умершими особо знатными башкирами, аксакалами, баями, а еще позднее с тарханами. Везли их закатанными в белый холст и в большие войлочные кошмы-вьюками между двумя спаренными тулпарами - лучшими конями, в сбруе из цветной булгарской кожи с металлической чеканкой. Сопровождали такие процессии лучшие люди племен и родов с отрядами конных егетов. Даже самые отдаленные северо-восточные окраинные башкирские племена из Аргаяша и других мест особо уважаемых людей везли хоронить сюда - поближе к жилищу богов. Говорят, что здесь был похоронен и первый организатор одного из крупнейших башкирских племен-катайцев, энергичный и волевой батыр Катай.
Много позднее, уже в Х1У-ХУ веках, когда ислам начисто вытравил все языческие верования башкир, на древнем могильнике-мазаре, под Иремелью продолжали хоронить особо знатных людей. Но теперь в их числе уже были самые ученые и известные муллы, и могильник был объявлен мусульманским. Кроме мулл, хоронили здесь руководителей религиозных общин - шейхов и ярых приверженцев ислама, людей совершивших паломничество в святые мусульманские места - Мекку и Медину. Почти два века это кладбище считалось мусульманским. Когда и почему оно перестало существовать - точно неизвестно. Но причин этому много.
После разгрома русскими Сибирского ханства Ногайская орда, в состав которой входили большая часть Башкирии, тоже оказалась на грани развала. Калмыки вышли из подчинения орды. Началась междоусобная война. Ногайцы были оттеснены на правый берег Яика. Берега реки Яик, берущей начало с Иремели, оказались надолго фронтом военных действий. Уходя под натиском калмыков на юго-запад, на соединение с Крымской ордой, ногайцы пытались увести с собой и башкир, обратившихся в ту тяжелую пору с просьбой о защите к русскому царю. Это было самое тяжелое время для башкир. Постоянные военные набеги то калмыков, то ногайцев надолго отрезали от башкир их Священную гору. Для охраны восточных границ, для защиты башкир от постоянных набегов калмыков русские начали строить по Яику военные крепости. Царское правительство организовало по Яику казачьи поселения, в том числе и по соседству с Иремелью.
Потом хлынули на Урал заводчики. Началось массовое строительство заводов и заводских поселений. Иремель оказалась еще раз отрезанной от коренных поселений башкир.
И, наконец, на Южном Урале обнаружили золото. Вспыхнула «золотая лихорадка». Начали открываться один за другим золотые прииски и золотые копи. И все это у самого подножья иремельских гор - от Миасса с его ильменскими кладовыми до Учалов и Миндяка. Свободный доступ на Иремель - Священную гору практически престал существовать. Иремель как жилище богов со старинным кладбищем по прошествии более трехсот лет после середины XIV века забылась совсем. Многократно бывая на Иремели, рассказы об этом мы слышали от разных лиц в деревнях Махмутово, Байсакалово, Ново-Хасаново, и Тюлюк. Впервые рассказ о Священной горе Иремель и старинных могильниках я слышал еще в 1927 году. Находясь на главной вершине Иремели, с ее высоты рассматривая озеро, мы каждый раз горели желанием побывать и там. Сейчас это уже не одно, а три озера. Его плавающие берега разделили озеро на три части. Несколько лет тому назад мы спускались в этот котлован к озеру, исследовали его берега. На восточном берегу одного из озер мы нашли действительно какие-то небольшие холмы, удивительно похожие на могильные. Все одинаковые и все сгруппированы кучно. В одном месте - несколько десятков холмов. Нам нужно было в этот день не только спуститься вниз по крутым каменным осыпям, на глубину до 600 метров, но и выбраться до вечера обратно на свою западную сторону. Поэтому у нас практически не оказалось времени на более полные и тщательные поиски и исследования таинственных могильников. Нужна еще одна, а может быть и не одна попытка для внесения ясности в вопрос о месте нахождения этих могильников.

г.Иремель

Иремель фигурирует прямо или косвенно во многих легендах башкирского народа. По легенде Большой Иремель олицетворяет человека, Малый Иремель — его сына, Кабанчик и Жеребчик — его домашних зверей. 


Гора у башкир считалась святой, на её вершину запрещалось восхождение неписаными законами. К концу ХІХ в. на Иремель поднялись лишь несколько человек.


По преданиям в недрах горы спрятаны несметные сокровища, рассказывают о снежных людях и людях, живущих внутри горы (чудь, дивьи).


Иремель называют одной из точек выхода положительной энергии, есть легенды о жертвоприношениях на этой горе, проведенных для «перекрытия» связи с космосом. Уфологи уверяют, что именно, у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России.


Вода в реках, берущих начало с Иремеля считается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенный час светится. По некоторым легендам гора может исполнять загаданные желания. При восхождении на Иремель рекомендуется взять подарок духу горы, и советуют не оставаться на ночь у вершины. Говорят, что плохого человека Иремель и плохо встречает, существует много рассказов о проделках батюшки Иремеля над неопытными туристами.

г. Иремель


  Иреме́ль (башк. Ирәмәл) — вторая по величине вершина Южного Урала, расположенная на северо-востоке Белорецкого районаБашкортостана

  Гора представляет собой двухвершинный массив, в составе которого входят:

Большой Иремель с платообразной вершиной Кабан (башк. — стог), высота 1582,3 м;

Малый Иремель, высота 1449,4 м

  Вершины отделены седловинным участком шириной около 1 км и высотой 1200—1250 м.

Протяжённость с северо-востока на юго-запад составляет 12 км, с северо-запада на юго-восток — 8 км.

У подножия массива расположены истоки рек ТыгынСинякБольшой Авняр,Карагайка и Тюлюк. Эти реки являются притоками реки Белой, которая также берёт своё начало поблизости за хребтом Аваляк.

Решением Правительства Республики Башкортостан территория, прилегающая к вершине Иремель (включая хребет Аваляк) объявлена природным парком.


Этимология


Ороним (название вершины) очень древнее, не имеет однозначной этимологии, его реконструируют из башкирского и монгольскогоязыков.

В башкирском языке есть слова по звучанию близкие к названию, например, эремелек, эреме — «заболоченная полоса вдоль реки, занятая густыми зарослями кустарника и леса», ирем — «прямой участок реки». Они вполне могут характеризовать речку Иремель. Возможно, и речка, и гора именуются по недалекому от них горному узлу Иремель.

Его также реконструируют от сочетания слов башкирских и монгольских слов: ир — «мужчина», «богатырь» и эмел — «седло», «седловина», т. е. «седло богатыря». Вершина Иремели похожа на гигантское седло