Легенды

Исток реки Белой

    Бе́лая (башк. Ағиҙел (i)) — река на Южном Урале и в Предуралье, левый и самый крупный приток Камы. Протекает по территории Башкортостана и Татарстана. Самая длинная река в Башкортостане.


    Русское название Белая — калька с башкирского Ағиҙел или татарского Агыйдел — «белая река», что восходит к тюркскому ак — «белая» и древне-тюркскому идель — «вода, река». Таким образом, как бы противопоставляются две реки этой местности, Белая-Агизель — «белая река» и Уфа — Караидель (башк. Ҡариҙел), что значит «черная река», что, возможно, связано с цветовой ориентировкой сторон света, река Белая течет с юга, а Уфа — с севера.


   Название Волга, в древности Идель (Итиль), не совпадало с современным значением Волга; считалось, что река Идель начинается у слияния рек Ак-Идели и Кара-Идели (р. Уфа)[3]). Следовательно, и река Агидель считалась текущей только до современной Уфы. В XVI—XVII вв. в русской исторической и географической литературе зафиксирована форма Белая Воложка. В частности, подобная форма зафиксирована в «Книге Большому Чертежу» 1627 года.

 

   Длина реки — 1430 км, площадь бассейна — 142 тыс. км².

  Исток находится в болотах к востоку от горы Иремель, второй по величине вершине Южного Урала, расположенной на северо-востоке Белорецкого района Башкортостана. Своё начало берет у подножия хребта Аваляк на высоте 744 метров, близ деревни Новохусаиново Учалинского района. В верхнем течении берега Белой заболочены. Ниже посёлка Тирлянского долина резко сужается, на отдельных участках склоны её круты, обрывисты, покрыты лесом. Ниже впадения правого притока реки Нугуш, по мере выхода на равнину, долина постепенно расширяется; после впадения реки Уфы Белая представляет собой типично равнинную реку.

  Протекая по обширной пойме, изобилующей старицами, река образует много излучин и разбивается на рукава. Правый берег обычно более возвышен, чем левый.

   Питание реки, главным образом, снеговое. Средний годовой расход воды у Бирска — 858 м³/с. Река замерзает, как правило, во второй половине ноября, вскрывается — в середине апреля.

   Около 60 % годового стока проходит во время весеннего половодья (в среднем 75 дней). Средняя дата начала половодья — 10 апреля, окончания — 23 июля. Во время половодья мутность достигает 900 мг/л (в остальное время около 50 мг/л).


    Возле истока в 2013 г. был установлен меч Урал-батыра, с помощью которого его сын рассекал горы и давал людям чистую воду. 



   Если вы не были хоть раз в верховьях реки Белой - то вы не знаете, что такое - Южный Урал. Поверьте, это действительно так. Ее по праву называют Колыбелью Урала. Будьте готовы увидеть все чудеса света собранными в одном месте и найти то, что вы раньше не видели нигде и никогда. Небольшой кусочек реки, приблизительно около 150 км, вместил в себе такое количество чудес, какое не снилось никакому сказочнику. Волшебство природы тесно переплетено с историей русского народа. Эта река - свидетельница многих исторических событий. Здесь прокатывалось множество народных восстаний, самое грозное из которых было под предводительством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева. Примечательно, что Бурзянском районе леса занимают до 97 процентов всей территории(!). Различные легенды и поверья широкой сетью раскинулись в верховьях Белой. Находить новые интерпретации историй о создании скал, пещер, ущелий и их названий можно бесконечно. Мы же приведем несколько из них.


Легенда "Рождение"


   В глубокую древность уходит корнями башкирское народное сказание "Урал-батыр". Главный герой этого сказания в поисках родника с живой водой, дарующее бессмертие, совершает целый ряд подвигов: борясь с жестокими врагами, он спасает людей, животных и птиц. Ради них он жертвует жизнью, и разбрызгав добытою им живую воду (чтобы природа вечно оставалась живой), умирает. Было у богатыря Урала трое сыновей: Яик, Нугуш и Идель. Четвертым стал Сакмар, отрекшийся от родного отца Шульгена, старшего брата Урал-батыра. Сыновья алмазными мечами прорубили в горах русла рек, чтобы дать воду людям. Позже реки назвали именами этих батыров. Ныне названия двух рек переменились: Яик стал Уралом, а Идель - Агиделью, то есть рекой Белой.

Другая вариация. Было у Урал-батыра много прекрасных сыновей и дочерей. Ай, Инзер, Юрюзань, чьи истоки лежат в непосредственной близости от истоков Белой и Урал-Яика. Старшая дочь уродилась в отца - мужественная, сильная, волевая. Урал-батыр назвал ее Иделью и, когда пришла пора, выдал замуж за чужедальнего батыра Валдая. А младшую, самую любимую дочь Агидель он оставил при себе. Доверчивая и простая, игрунья и баловница, светлоглазая Агидель была его радостью и утешением.

Image

Легенда "Три брата"

    Между Кагой и Бурзяном есть группа скал, получившая название "Три брата". Существует легенда о бесчисленных ордах Чингисхана, подошедших к Уралу. Грудь о грудь сшибались с его конниками башкирские всадники, отстаивая свои кочевья и стойбища. С беззаветным отчаянием защищали они родину предков, падали в бою, но не отступали. Четырнадцать лет монголы не могли сломить их сопротивление. Сам Урал помогал башкирским воинам, наводя ужас на чингисхановских захватчиков дремучими лесами и мрачными скалами, за которыми на каждом шагу подстерегала их опасность. И вот стеною однажды встали на пути захватчиков три последних джигита, три брата, спрятав за спиной своих жен и детей. Град стрел обрушили они на врагов, не допуская их близко. Вздулась река, запруженная телами мертвых монгольских воинов, а три брата, тесно прижавшись друг к другу, выставили вперед щиты и дружно оборонялись. Так и не сумели одолеть их воины Чингисхана, вынуждены были уйти обратно в открытую степь. А братья остались в памяти народа. Три отвесные скалы слились в каменные щиты, над которыми, точно головы в шлемах, видны три остроконечные вершины.

Легенда "Стог Сена" (Кабан-таш - Стог Сена)

    О скале записано такое предание: "Жил здесь некогда очень жадный человек, богач Кара-бай, то есть Черный бай. Забрал он себе и без того скудные окрестные пастбища и покосы. Скот у бедняков погибал от бескормицы, а Кара-бай сметал все сено в один огромный стог и продавал по клочку за неслыханную цену. Проклял его народ, прокляли мудрые аксакалы, и их проклятье превратило сено богача в камень.

В основании этой древней скалы имеется одноименная пещера галерейного типа - будто мыши прогрызли себе ходы в стоге сена. Но где именно находится эта пещера - сказать трудно, найти ее не легко и мало кто о ней знает, так что у вас есть уникальная возможность испытать себя в роли исследователя-первооткрывателя.

Image

Шульган-таш

   Отдельного слова о себе требует пещера Шульган-Таш, место "особое" по любым оценкам. Пещера является уникальным памятником истории - в ее глубинах сокрыты рисунки первобытного человека, там проводят свои нескончаемые исследования археологи и спелеологи. В пещере на данный момент известно три этажа, два верхних и один нижний. Сколько их - точно сказать нельзя. Нижние ярусы полностью залиты ледяной водой с озера, глубина которого более 80 метров. Что там скрывается на самом деле - не ясно никому, аппаратура не выдерживает - пещера не пускает дальше.

    Если верить рассказам местных жителей, то где-то в расселинах горы до сих пор существует узкий лаз, ведущий в верхний ярус пещеры. Даже есть предание о том, что в него однажды провалилась овца, поэтому гора Шульган-таш издавна носит второе название - Сарык-Ускан, то есть "Овца провалилась".

Илкысыккан

   Неподалеку от Каповой пещеры, если пройти километра три или четыре по заросшей лесной тропе, можно встретиться еще с одной сказкой - озером Илкысыккан. Озеро совсем небольшое, но как водится во всех волшебных местах бездонное и удивительное.

Легенда "Рождение лошади"

    Йылкы - лошадь, сыккан - вышла. Название переводится легко: "Лошадь вышла". А дело было так. Заночевал однажды на его берегу башкир-пастух, в дни, когда на земле водилась еще нечистая сила. Глубокой ночью его разбудила собака. Она жалась к хозяину и заливалась яростным лаем. Открыл глаза пастух, видит: в темноте ночной на берег выбралось безобразного вида чудовище ростом с десятилетнего малайку, руки и ноги кривые, голова косматая. Башкир схватил этого жителя водяного и к дереву привязал. Водяной тоскливо завыл. На его жалобный голос вышел из озера весь седой, но еще могучий старик. Говорит: "Отпусти моего внука, на награду не поскуплюсь. Только как поедешь отсюда, на озеро не оглядывайся. Таково мое условие". Отвязал пастух озерного чертенка, вскочил на лошадь, свистнул собаку и поехал прочь, как велел старик. Едет и слышит за спиной гул топота множества копыт. Не удержался он, оглянулся и что же видит: большие косяки кобылиц следуют за ним. Но лишь стоило ему оглянуться, как самая последняя лошадь повернула обратно, уводя за собой в озеро всех остальных. Хитрым оказался хозяин озера, знал, что ни один башкир не выдержит, чтоб не оглянуться, заслышав позади сладостный его сердцу перестук конских копыт.

    Легенды, одна из которых краше другой, можно рассказывать бесконечно. Но, согласитесь, лучше один раз увидеть все воочию и услышать об этих чудесах у ночного огня, где начинаешь верить в любую сказку. Мы ждем вас! Приезжайте отдыхать и заново влюбляться в жизнь.



* Все легенды взяты из книги Рима Ахмедова "О реках, озерах и травах"