Легенды

Легенды г. Иремель

   Почему именно на гору Иремель тянет людей, желающих познать духовную сущность человека? Почему именно на склонах Иремеля люди открывают в себе какие-то доселе скрытые возможности, по-другому осмысливают жизнь? Оказывается, не только наши современники приходили на Иремель для общения с неведомым, это повелось издревле. Как правило, такие места именуются местами силы.

   У Иремеля есть своя загадочная история. Само название горы пришло к нам из незапамятных времен, так назвали ее заселявшие эти земли тюрки (пращуры современных башкир). В переводе с древнетюркского, слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы (основана два столетия назад), переводится как «желание». Именно из-за соседства Тюлюка с Иремелем и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. В стародавние времена духам приносили человеческие души. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине горы, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай.


   В наше время, говорят, достаточно повязать ленточку на Дерево желаний, растущее на вершине горы Иремель. Как бы там ни было, во все времена гора Иремель считалась у башкир священной.


Некоторые люди видят в россыпи камней на вершине горы останки некогда больших рукотворных блоков....




Коварные духи

На протяжении многих лет подниматься на гору Иремель разрешалось только жрецам или героям. Даже в наше время кто-то ревностно защищает «святую гору». Известен случай, когда туристы поставили на вершине Иремеля православный крест, но через некоторое время его нашли скинутым с постамента...


Иремель фигурирует во многих сказаниях как башкирского, так и русского народа. Говорят, его недра хранят в себе несметные богатства, нажитые таинственным народом - чудью. Люди считали (и считают по сей день), что вода в реках, берущих начало на склонах Иремеля, обладает чудесными свойствами - дает человеку силы, исцеляет больных, а по ночам, в определенные дни и часы, светится!


Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны - строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.


Современные туристы уже сами слагают легенды о проделках батюшки Иремеля. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать в трех соснах.


В наши дни специалисты по аномальным явлениям рассказывают о том, что над горой часто можно наблюдать НЛО, встретиться со снежным человеком и увидеть таких чудищ, которым и названия-то пока нет. Ведь, по мнению эзотериков, именно на Иремеле сосредоточен канал выхода из земли положительной энергии.


Новая Гиперборея?

 Есть гипотезы, согласно которым Иремель является прародиной всей славянской цивилизации, чем-то вроде Гипербореи. Гипотеза эта опирается на археологические раскопки, проведенные близ села Ахуново (Учалинс-кий район), якобы свидетельствующие о том, что именно на Иремеле берет начало славянская цивилизация. Возможно даже, что именно в тех местах были написаны славянские веды, «Книга Велеса», а также «Книга Коляды». А само село Ахуново - обитель бога света Крышеня.


 Как считают приверженцы этой гипотезы, легенда о Гиперборее подтверждается целебными свойствами воды Иремельского озера, расположенного близ села Байсакал (примерно в 12 километрах от Иремеля). Озеро это имеет очертания правильного круга, что наводит на мысль о чаше с Сурьей - солнечным чудотворным напитком, которую принес бог Крышень, а само озеро, по легенде, является обителью мистической птицы Гамаюн, на которой прилетел бог, дабы зародить свет - зажечь «бел-горюч камень».


  Недалеко от Иремеля есть каменный откос, называемый в народе Трибуной. Он чем-то напоминает голову птицы. А в десяти метрах от горы, лежит огромный белоснежный валун. Простое ли это совпадение, или действительно легенда о Крышене имеет реальные корни?


 Легенд о Гиперборее много, ее ищут на Севере, в Сибири, но, как видим, есть гипотеза, что она находится на юге Уральских гор.

 

Легенды о чуди


  С давних пор бытуют легенды о том, что в здешних местах давным-давно жил некий таинственный народ - чудь белоглазая. В народных поверьях чудь - это искусные ремесленники и чародеи. По поверьям, народ этот жил в Иремельских пещерах незадолго до включения Урала в состав Московского царства.


  Старожилы окрестных сел рассказывают, что в действительности существовал некогда народ, живший по склонам здешних гор. Был он мирный, жил тихо по соседству с другими людьми. Была у чуди своя религия, в таинства которой они не посвящали пришлых. Якобы и по сей день можно найти в Иремельских пещерах священные алтари чуди. Согласно преданию, люди прознали о том, что у чуди есть несметные богатства. И захотели поживиться. Но делиться с людьми чудь не собиралась, осознав, что в покое их все равно не оставят. И этот народ решил навсегда скрыться в недрах Иремеля, дабы унести с собой все свои тайны и богатства. Какие именно знания так ревностно охраняла чудь, легенда молчит.


  По сей день люди верят в эту легенду, но немного измененную. Так, среди туристов ходит легенда о гномах - маленьком народе, живущем в горе. Существуют, якобы, пещеры, забравшись в которые, человек навсегда становится пленником низкорослого горного народа, утаскивающего несчастного глубоко под землю.


  Однажды автору этих строк удалось записать вот такой рассказ байсакальского старожила: «Есть на Иремеле одна заваленная пещера. Как-то в нее пролез искатель сокровищ. Ничего не нашел, зато рассказывал потом, что видел в пещере какие-то книги и древние писания».



Эзотерический туризм

  Однако какими бы невероятными ни казались легенды о «святой горе», люди едут к Иремелю с конкретными целями, чтобы самосовершенствоваться, укреплять дух. Многие из тех, кто тут побывал, отметили, что стали по-другому мыслить и смотреть на жизнь, обрели духовные ценности, о которых раньше и помыслить не могли. Некоторые после посещения горы и уединения на вершине, где, как говорят, люди «заглядывают к себе в душу», вернувшись домой, никогда более не возвращаются к вредным привычкам. Как считают эзотерики, именно в этом уникальном месте у человека происходит гармонизация тонких тел, подпитка энергией, духовное возрождение. Причиной всему - выход на поверхность земли той самой положительной энергии, которой у посвященных славен Иремель.


  По заверениям специалистов по аномальным явлениям, Иремель представляет собой регион высшего познания законов природы, высокой концентрации духовной энергии, а также более тонкой трансляции энергий во времени и пространстве, взаимосвязи человека и Вселенной, связи с информационным полем Земли - ноосферой.

 

Урал-Батыр и Иремель

 

От далекого прошлого башкир сохранилась такая легенда. Под Иремелью у высокогорного озера, расположенного между горными хребтами, на высоте в тысячу метров, было раньше особое кладбище - могильники знатных людей многих родов восточных башкир Зауралья. Если говорить о легендарных могильниках под Священной горой Иремель, то первой могилой придется назвать могилу самого первого батыра башкир - Урал-Батыра. По широко известной всему миру легенде о Урал-Батыре из книги «Башкирский народный эпос» он похоронен где-то недалеко от Иремели на месте обширного стойбища семьи Урал-Батыра.А стойбище это размещалось на широкой открытой возвышенности самого длинного на Южном Урале горного хребта, там, где он близко примыкает к хребтам Аваляк и Уреньга. А это под самой Иремелью. После смерти Урал-Батыра этот самый длинный хребет стали называть «Дорога Урал-Батыра», а потом короче -Уральский хребет или Урал-тау. Здесь долгие годы жил Урал-Батыр. Здесь происходили многие его сражения с нечистой силой падишаха Азраки и его союзника - брата Урал-Батыра - Шульгена. Здесь не один раз сражался Урал-Батыр против них за счастье и благополучие своего народа. Здесь он пытался уничтожить Смерть на Земле, для этого он настойчиво искал родники с живой водой.
Во время сражения с нечистой силой Урал-Батыр так много порубил мечом дивов, что на земле стало тесно от их трупов. Пришлось складывать их в большие кучи. Так образовались высокие горы. Самая большая куча образовала гору Иремель. Путем хитрости и обмана Азрака и Шульген все-таки погубили Урал-Батыра. Под Священной горой Урал-Батыр и был похоронен. Так гласят старые предания башкирского народа. Однако это не положило начало священным могильникам. Ведь сама Иремель еще не была и не могла быть Священной горой. Даже, когда здесь похоронили еще одного героя - Сура-Батыра, сына батыра Яика, внука батыра Урала - это все-таки была одиночная могила.
Только много позднее, по прошествии нескольких веков, когда все земли вокруг были заселенны башкирами, и на вершине Иремели поселились боги и Иремель стала Священной горой, - начали появляться под ней и могильники самых знатных башкир.
Ближе всего к Иремели поселились тамьянцы. Первым основателем этого рода был батыр Тамьян. Он прожил очень много лет и убеленный сединой, снискал любовь своего народа своим умом, справедливостью и отеческой заботливостью. При жизни он много раз поднимался на Священную гору Иремель. Посещал богов в их жилище. Беседовал с богами, просил их быть милостивее к башкирскому народу. Советовался с богами обо всех трудностях в жизни своего народа. Каждый раз он делал богатые подарки всем богам. Часто приходилось батыру Тамьяну сопровождать в жилище богов и своих гостей. С каждый годом все чаще и чаще стали в его ставку приезжать родоначальники и знатные люди из многих других башкирских родов, даже от самых дальних восточных границ. Все они тоже хотели посетить богов, поклониться им, поделиться с ними своими житейскими трудностями -попросить у них совета, помощи и защиты.
Часто бывая на Священной горе, батыр Тамьян не мог не обратить внимания, что около высокогорного озера и по берегам огромной каменной реки сохранились следы каких-то древних захоронений в виде небольших искусственных каменных холмов и давно сгнивших жердяных сооружений на ветвях самых старых елей в соседнем лесу.
Батыр Тамьян, для поддержания порядка на Священной тропе, для контроля и охраны ее, поставил на западном склоне Аваляки, против озера -большую гостевую юрту и около десятка малых - жилых, где жили так же его пастухи - коневоды верхних высокогорных кочевок - яйлау. Гостевая юрта была местом приюта для всех, кто приходил на поклон в жилище богов.
И сам батыр Тамьян и его знатные гости из других родов и племен, бывая на Священной горе, невольно присматривались к необычайно -божественной красоте этой горы и невольно вынашивали в своем сознании тайное желание после смерти поселиться где-нибудь здесь, - поближе к жилищу богов, чтобы постоянно быть в настоящем раю - в такой райской красоте и рядом с богами.
Словом, заранее присматривали себе место своего захоронения.
На каменных осыпях и скальных кручах могильные ямы не выроешь. Каменные реки или топкие плавающие берега озера тоже место не пригодное.
Самым удобным местом для могильников был возвышенный с мягким
грунтом восточный берег озера. В любом месте здесь не только удобно, но и очень красиво.
Отсюда как на ладони видна во всем своем великолепии главная вершина Священной горы - жилище всех божественных сил. Следовательно, и боги могут постоянно видеть и, постоянно помнить твою могилу и тебя, своего раба. Здесь все так грандиозно, мощно. Все излучает какую-то не земную -небесную красоту, заставляет думать человека, что здесь действительно могут жить только Боги.
Левее жилища богов, совсем рядом возвышается красивейшая вершина Иремельского камня - Пасыпка Иремели и скальные нагромождения и осыпи Тыгына и Аваляка.
Правее - неземная, загадочная, завораживающая воображение человека красота Малой Иремели. Прямо - высокогорное озеро. Его зеленые, плавающие берега обнесены кольцом старого елового леса. И со всех сторон к озеру, к этому лесу, с высоких гор сползают громадные каменные осыпи и каменные реки. Жарким летом по долгу в глубоких распадках осыпей белеют яркие языки снежников. Более красивого места, наверное, и не придумаешь! Вот здесь, говорят, и был похоронен батыр Тамьян. Позднее сюда потянулись похоронные конные отряды из ближних и дальних башкирских племен Зауралья, с умершими особо знатными башкирами, аксакалами, баями, а еще позднее с тарханами. Везли их закатанными в белый холст и в большие войлочные кошмы-вьюками между двумя спаренными тулпарами - лучшими конями, в сбруе из цветной булгарской кожи с металлической чеканкой. Сопровождали такие процессии лучшие люди племен и родов с отрядами конных егетов. Даже самые отдаленные северо-восточные окраинные башкирские племена из Аргаяша и других мест особо уважаемых людей везли хоронить сюда - поближе к жилищу богов. Говорят, что здесь был похоронен и первый организатор одного из крупнейших башкирских племен-катайцев, энергичный и волевой батыр Катай.
Много позднее, уже в Х1У-ХУ веках, когда ислам начисто вытравил все языческие верования башкир, на древнем могильнике-мазаре, под Иремелью продолжали хоронить особо знатных людей. Но теперь в их числе уже были самые ученые и известные муллы, и могильник был объявлен мусульманским. Кроме мулл, хоронили здесь руководителей религиозных общин - шейхов и ярых приверженцев ислама, людей совершивших паломничество в святые мусульманские места - Мекку и Медину. Почти два века это кладбище считалось мусульманским. Когда и почему оно перестало существовать - точно неизвестно. Но причин этому много.
После разгрома русскими Сибирского ханства Ногайская орда, в состав которой входили большая часть Башкирии, тоже оказалась на грани развала. Калмыки вышли из подчинения орды. Началась междоусобная война. Ногайцы были оттеснены на правый берег Яика. Берега реки Яик, берущей начало с Иремели, оказались надолго фронтом военных действий. Уходя под натиском калмыков на юго-запад, на соединение с Крымской ордой, ногайцы пытались увести с собой и башкир, обратившихся в ту тяжелую пору с просьбой о защите к русскому царю. Это было самое тяжелое время для башкир. Постоянные военные набеги то калмыков, то ногайцев надолго отрезали от башкир их Священную гору. Для охраны восточных границ, для защиты башкир от постоянных набегов калмыков русские начали строить по Яику военные крепости. Царское правительство организовало по Яику казачьи поселения, в том числе и по соседству с Иремелью.
Потом хлынули на Урал заводчики. Началось массовое строительство заводов и заводских поселений. Иремель оказалась еще раз отрезанной от коренных поселений башкир.
И, наконец, на Южном Урале обнаружили золото. Вспыхнула «золотая лихорадка». Начали открываться один за другим золотые прииски и золотые копи. И все это у самого подножья иремельских гор - от Миасса с его ильменскими кладовыми до Учалов и Миндяка. Свободный доступ на Иремель - Священную гору практически престал существовать. Иремель как жилище богов со старинным кладбищем по прошествии более трехсот лет после середины XIV века забылась совсем. Многократно бывая на Иремели, рассказы об этом мы слышали от разных лиц в деревнях Махмутово, Байсакалово, Ново-Хасаново, и Тюлюк. Впервые рассказ о Священной горе Иремель и старинных могильниках я слышал еще в 1927 году. Находясь на главной вершине Иремели, с ее высоты рассматривая озеро, мы каждый раз горели желанием побывать и там. Сейчас это уже не одно, а три озера. Его плавающие берега разделили озеро на три части. Несколько лет тому назад мы спускались в этот котлован к озеру, исследовали его берега. На восточном берегу одного из озер мы нашли действительно какие-то небольшие холмы, удивительно похожие на могильные. Все одинаковые и все сгруппированы кучно. В одном месте - несколько десятков холмов. Нам нужно было в этот день не только спуститься вниз по крутым каменным осыпям, на глубину до 600 метров, но и выбраться до вечера обратно на свою западную сторону. Поэтому у нас практически не оказалось времени на более полные и тщательные поиски и исследования таинственных могильников. Нужна еще одна, а может быть и не одна попытка для внесения ясности в вопрос о месте нахождения этих могильников.